Можно ли летать на самолёте внутри России во время карантина? НАЙТИ БИЛЕТ НЕБО ЗАКРЫТО! ТУТ НЕБО ЗАКРЫТО! ПОИСК БИЛЕТОВ Вьетнамские авиалинии предлагали билеты по 0,5$ НАЙТИ БИЛЕТ НЕБО ЗАКРЫТО! ТУТ НЕБО ЗАКРЫТО! ПОИСК БИЛЕТОВ
"Anatomy of flights.The newspaper was founded by Mr. Whiteon Blue in 2018"
Препарирование авиаперелетов, научим экономить на билетах, отелях и отдыхе

Москва Шереметьево

Аэропорт Москва Шереметьево/Moscow Sheremetyevo Airport (ИАТА: SVO – ИКАО: UUEE– Внутр. код: ШРМ)

 

 

 

 

Международный аэропорт федерального значения, один из пяти основных аэропортов Москвы и Московской области, первый в России по объёму пассажиропотока, также входит в двадцатку крупнейших аэропортов Европы и топ-50 самых загруженных аэропортов мира.

 

 

 

 

Расположен к северо-западу от Москвы, на территории городского округа Химки Московской области, между городами Химки и Лобня. Расстояние от МКАД по Ленинградскому шоссе до терминала «А» — 13 км, до терминалов «D», «E» и «F» — 9 км.

Шереметьево — аэропорт приписки авиакомпании «Аэрофлот».

Аэропорт Шереметьево включает четыре пассажирских терминала: «А» (терминал бизнес-авиации), «B» (ранее Шереметьево-1), «D», «E», «F» (ранее Шереметьево-2), грузовые терминалы «Москва-Карго» и «Шереметьево-Карго».

 

 

 

 

Общая информация:

Часовой пояс GMT (зима/лето): +3/+3

Время работы: круглосуточно

Количество терминалов: 5

Телефон дирекции аэропорта:  +7 (495) 231 32 01

Телефон справочной аэропорта: +7 495 232 65 65

Почтовый адрес: Россия, 124340, Московская обл., Химки, Международный аэропорт “Шереметьево”

Факс: +7 495 737 60 58

E-mail: callcenter@svo.aero

Официальный cайт: www.svo.aero

 

 

Транспортное сообщение

В ночное время действует маршрут автобуса Н1 Аэропорт Шереметьево — Озёрная улица, проходящий с севера на юг Москвы через центр. Также силами МТППК организован мультимодальный подвоз пассажиров «Ласточек» по специальному тарифу.

 

 

Железнодорожный транспорт

10 июня 2008 года было начато прямое пассажирское сообщение поездов «Аэроэкспресс» между Савёловским вокзалом Москвы и аэропортом Шереметьево. Были специально построено ответвление от основной линии Савёловского направления и железнодорожная станция Аэропорт Шереметьево в аэропорту, находящаяся в южном комплексе около терминала Е. Строительство железнодорожной линии обошлось в 4,2 млрд руб., железнодорожного терминала — примерно в 125 млн $. Для обслуживания линии у «Трансмашхолдинга» было закуплено четыре новых электропоезда стоимостью 250 млн руб. каждый. Интервал движения поездов составил преимущественно 30 минут, время в пути — 35 минут. При вылете в терминале на Савёловском вокзале можно было пройти регистрацию и оформить багаж для последующей его транспортировки в Шереметьево.

28 августа 2009 года маршрут был продлён до Белорусского вокзала столицы. С 30 мая 2010 года остановка поездов «Аэроэкспресс» на Савёловском вокзале была отменена.

При вылете из терминала B можно воспользоваться поездом межтерминального перехода (см. ниже) до терминалов D, E, F, а также региональным экспрессом или обычным электропоездом до станции Лобня, далее регулярно курсирующим автобусом 21, не выезжающим на пробочное кольцо. Время в пути по расписанию 14 минут, с учётом ожидания автобуса не превышает 40 минут.

 

 

Межтерминальный переход

С мая 2018 года трансфер между терминалом B и терминалами D, E, F осуществляется через межтерминальный переход (МТП) поездами подземной автоматической линии. К посадке допускаются пассажиры, без смешивания, и общедоступной зоны, и, так называемой, чистой зоны.

На северном конце линии, со стороны терминала B (вход с первого этажа), находится станция «Шереметьево 1». На южном конце линии, в переходе между терминалами D и Е, находится станция «Шереметьево 2».

Время в пути — 4 минуты, включая посадку, интервал движения также 4 минуты, таким образом обеспечивается гарантированное минимальное стыковочное время — не более 50 минут.

 

 

Автобусы и маршрутные такси

От станций метро Речной Вокзал и Планерной до аэропорта ходят автобусы (851, 817) и маршрутные такси (№ 949, 948).

От железнодорожной станции Лобня до терминала B можно доехать на автобусе или маршрутном такси № 21. Конечная остановка этого маршрута находится на расстоянии около 200 м от входа в зону вылета терминала B. На этой остановке останавливаются также маршруты № 38 (ст. Долгопрудная — ст. Лобня), № 41 (ст. Химки — ст. Лобня, 8 раз в день), № 48 (ст. Лобня — Дубровки). До терминала F можно добраться на автобусе № 41 (ст. Лобня — ст. Химки, 8 раз в день).

От станции Химки до терминала F можно доехать на автобусе № 41 (ст. Лобня — ст. Химки), № 43 (ст. Химки — Ивакино, 6 раз в день) и автобусе № 61 (ст. Химки — Аэропорт Шереметьево терминал F).

В ночное время (1:00 — 5:30) работает только маршрут московского автобуса Н1 Аэропорт Шереметьево — Озёрная улица, проходящий с севера на юг Москвы через центр. Интервал движения — 30 минут Оплата проезда согласно тарифам г. Москвы (1 поездка — 36 рублей по карте «Тройка»).

 

 

Автотранспорт и парковка

Подъехать к аэропорту на автомобиле можно либо от Ленинградского шоссе по Международному или Шереметьевскому шоссе, либо от Дмитровского шоссе. В декабре 2014 года был открыт участок новой скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург (М11), прошедший в непосредственной близости от Шереметьево. Вокруг аэропорта оборудовано более 10 платных парковок. Цены на парковку варьируются от 150 рублей в час до 1200 рублей в сутки в зависимости от расположения. На некоторых частных парковках предоставляются бесплатные услуги, например, на парковке Park&Fly трансфер в аэропорт и упаковка багажа являются бесплатными.

На территории аэропорта действуют как крытые, так и открытые парковки, расположенные в пешей доступности до терминалов. Общее число парковочных мест более 6000. Стоимость парковки от 200 руб/час.

 


 

 

В результате консолидации активов АО «Международный аэропорт Шереметьево» владельцами акционерного общества стали ООО «Шереметьево Холдинг» (доля — 66 %), Росимущество (30,43 %), «Аэрофлот» и «ВЭБ Капитал».

Генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево» (с 12 мая 2005 года) — Михаил Василенко.

 

 

Технические данные

Аэродром Шереметьево – аэродром класса “А”, способен принять все типы воздушных судов как отечественного, так и иностранного производства. В 2002 году аэропорту присвоена III А категория ИКАО, позволяющая обеспечивать посадки воздушных судов при вертикальной видимости не менее 15 метров и при дальности видимости на взлётно-посадочной полосе не менее 175 метров. Взлет воздушных судов категории A, B и C выполняется при дальности видимости на взлётно-посадочной полосе не менее 125 метров, воздушных судов категории D не менее 150 метров, без ограничений по вертикальной видимости.

Аэропорт располагает двумя параллельными ВПП: 06R/24L (ВПП-2) длиной 3700 и 06C/24C (ВПП-C (central), ранее обозначалась как ВПП-1) длиной 3550 м с цементобетонным и железобетонным покрытием. Однако недостаточное расстояние между ВПП (280 метров) не позволяет использовать их как две полностью независимые ВПП. Поэтому взлёт и посадка с (на) двух полос осуществляется с теми же интервалами безопасности, что и с одной ВПП. С 2015 года идет строительство 3-й ВПП длиной 3200 метров (ВПП-3), которая будет располагаться к северу от терминалов A и B. С такой длиной она сможет принимать все типы, однако для взлёта сверхтяжёлых самолётов (В-747, В-777, MD11, Ан-124 и А-380) будет действовать ограничение на взлётный вес. При использовании ИВПП-2, С, 3 – не менее 90 ВПО, при использовании ИВПП-2 и 3 – не менее 70 ВПО.

Ограничения связаны в том числе и с авиационными правилами России и ИКАО. В мире существуют аэропорты и с меньшим расстоянием между ВПП, успешно практикующие параллельную работу обеих полос. К примеру аэропорт Сан-Франциско, который располагает двумя парами ВПП с расстоянием между ними 230 метров. В аэропорту Сиэтла при аналогичной Шереметьеву конфигурации двух полос (до введения в 2008 году в строй третьей полосы) обеспечивались операции до 84 ВС в час. В Шереметьево в 2018 году обеспечивается 55 – 65 ВПО в час (по факту 27 января 2018 года достигнуто значение в 69 ВПО в час).

В 2011 году Шереметьево открыл Центр управления аэропортом. Центр управления аэропортом — это стратегический проект, позволяющий управлять бизнес-процессами, оперативно координировать совместную работу всех участников процессов обслуживания воздушных судов), пассажиров и багажа, а также отслеживать и анализировать обстановку на территории Шереметьева в режиме реального времени.

В аэропорту Шереметьево функционирует трёхуровневая система автоматического досмотра багажа, в которой используются интроскопы MVT-HR и многофункциональный томограф Examiner (3DX 6500). Для досмотра пассажиров используются портальные сканеры ProVision-100 и SafeScout 100 миллиметрового диапазона.

В целях профилактики авиационных происшествий и предупреждения актов незаконного вмешательства в Шереметьево также действуют такие системы безопасности, как:

просвечивание багажа и ручной клади;

интегрированная система видеонаблюдения;

профайлинг (метод психологического тестирования);

работа кинологической службы.

В аэропорту Шереметьево действует стандарт обслуживания пассажиров 20/12, согласно которому первое место багажа выдаётся пассажирам уже через 12 мин после постановки самолёта на стоянку (под телетрапом), последнее — через 20 мин.

 

 

Терминалы

На территории аэропорта работают два грузовых комплекса: крупнейший в России грузовой комплекс Шереметьево «Москва Карго» и «Шереметьево-Карго».В аэропорту Шереметьево действуют четыре пассажирских терминала: терминал D, терминал E, терминал F, образующие Южный терминальный комплекс (ЮТК) и терминал A, обслуживающий самолеты бизнес-авиации. В апреле 2017 года был выведен из эксплуатации и закрыт на реконструкцию Терминал C. В 2018 году в Северном терминальном комплексе запущен новый пассажирский терминал B.

 

Терминал А

Расположен в северо-восточной части аэропорта, к востоку от реконструирующегося терминала С и терминала В. Предназначен для обслуживания пассажиров деловой авиации. Введён в эксплуатацию 15 января 2012 года.

22 удалённые стоянки западного сектора терминала В используются для обслуживания воздушных судов деловой авиации терминала А.

 

Терминал В

Самый первый аэровокзал Шереметьево (не считая нынешнего здания центра управления полётами, которое использовалось как временный аэровокзал в первые годы существования аэропорта), в настоящее время старое здание снесено, и на его месте открыт новый терминал B.

 

История

Находился в северной части аэропорта, рядом с терминалом C. Введён в эксплуатацию в 1964 году. До декабря 2009 года назывался Шереметьево-1. Делился на два здания: зал прилёта, зал вылета. Рядом с терминалом В находилась «рюмка» — посадочный павильон, который получил своё название из-за своих архитектурных особенностей. Над проектом терминала работала команда архитекторов под руководством Г. Елькина и Ю. Крюкова.

В терминале В были 86 удалённых стоянок, из них 8 мест стоянок использовали для технического обслуживания воздушных судов Аэрофлота, 22 стоянки «Западного сектора» Терминала В использовали для обслуживания воздушных судов бизнес-авиации, 5 мест «Восточного сектора» Терминала В использовали для обслуживания грузовых рейсов.

В 2010—2011 годах в терминале базировался лоукостер «Авианова».

В 2011—2012 годах обслуживал рейсы дочерних авиакомпаний «Аэрофлота».

С 11 июня по 4 августа 2014 использовался для обслуживания пассажиров бюджетной авиакомпании «Добролёт».

Последний рейс терминал принял в сентябре 2014 года, после чего был закрыт в связи с началом строительства нового здания.

 

В середине июля 2015 года начался его снос, который к концу августа был полностью завершён. Посадочная «рюмка» в конце июля 2015 также была снесена, несмотря на протесты общественности (генеральный директор АО “Международный аэропорт Шереметьево” Василенко Михаил Михайлович, мэр города Москвы Собянин Сергей Семёнович, директор департамента культурного наследия Кибовский Александр Васильевич).

В начале июня 2015 года возле терминала B был открыт памятник самолёту Ил-62 — модернизированная модель данного самолёта, выпущенная в начале 80-х годов, на постаменте.

На месте прежнего терминала построено новое здание; новый пассажирский Терминал B был введён в эксплуатацию 3 мая 2018 года, его открытие было приурочено к началу Чемпионата мира по футболу-2018.

В мае 2018 года был введён в эксплуатацию подземный тоннель (Межтерминальный переход в Шереметьево) между терминалами D и B. По тоннелю пущены поезда на канатной тяге для перевозки пассажиров и багажа.

 

 

Терминал С

12 марта 2007 года был открыт новый терминал С международного класса. Был расположен в северной части аэропорта, рядом с терминалом B. Обслуживал в основном чартерные рейсы. Являлся хабом для чартерных перевозчиков Nordwind Airlines и Ikar. Были 30 стоек регистрации, 36 кабин паспортного контроля, трёхуровневая автоматическая система досмотра багажа, автоматическая система сортировки багажа. Шесть стоянок терминала были оснащены телескопическими трапами. Терминал С был связан пешеходной галереей с многоярусной автомобильной парковкой на 1000 мест.

Осенью 2008 года в здании терминала C открылась православная часовня Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.

1 апреля 2017 года терминал С закрылся на реконструкцию с целью его интеграции в состав нового терминала В.

Здание было снесено, и по состоянию на август 2018 года полным ходом идёт строительство нового здания терминала рядом с открывшимся в мае терминалом В.

После реконструкции пропускная способность терминала C составит 15 млн пассажиров в год.

 

 

Терминал D

Аэрофлот пытался реализовать проект нового терминала под пилотным названием Шереметьево-3 начиная с января 2001 года. Строительство нового терминала начато в 2005 году, ввод в эксплуатацию комплекса состоялся 15 ноября 2009 года. Строительство собственного терминала для Аэрофлота было одним из условий вступления авиаперевозчика в SkyTeam Alliance. Подрядчик строительства — турецкая компания Enka, оператор строительства — ОАО «Терминал».

15 ноября 2009 года в 9:15 утра первый рейс из терминала D (новое официальное название проекта) торжественно отправился в Сочи. До апреля 2012 года терминалом D, в отличие от других терминалов, управляла отдельная структура — ОАО «Терминал», контролировавшаяся ОАО «Аэрофлот».

Весной 2012 года ОАО «Терминал» было присоединено к ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», в число акционеров которого вошли Аэрофлот, Внешэкономбанк и ВТБ.

В основу архитектурно-художественного образа терминала D положен облик гигантского лебедя с распростертыми крыльями, как будто заботливо защищающими пассажиров и символизирующего богатые культурные и авиационные традиции России.

Терминал Е

В 2010 году в Шереметьево был открыт международный терминал Е. Данный терминал обслуживает рейсы авиакомпаний-партнеров «Аэрофлота» по альянсу SkyTeam (Air France, KLM, Alitalia), а также отдельные рейсы самого «Аэрофлота». Терминалы D, E, F и железнодорожная станция Аэроэкспресс объединены в Южный терминальный комплекс. Они соединены между собой пешеходными галереями с траволаторами, что позволяет пассажирам беспрепятственно передвигаться по всему Южному терминальному комплексу.

В декабре 2010 года открыта часовня Николая Чудотворца в терминале E.

Терминал F

Введён в эксплуатацию 6 мая 1980 года. Терминал включил в себя пассажирский аэровокзал с телетрапами, привокзальную площадь, гостиницу, перрон с техническим обслуживанием и ряд производственных зданий. Терминал был рассчитан на обслуживание 6 млн пассажиров в год.

Расположен в южном секторе аэропорта, рядом с терминалами D, E и железнодорожным терминалом. Здесь имеется пятнадцать стоянок, оборудованных телескопическими трапами.

В 2003 году в левом крыле терминала F международного аэропорта Шереметьево был открыт зал официальных лиц и делегаций. Также к услугам пассажиров предлагается 2 вип-зала, расположенных на втором и третьем этажах аэровокзала.

В 2009 году завершилась модернизация терминала F (ранее Шереметьево-2). Для удобства пребывания пассажиров была полностью перестроена стерильная зона, убраны перегородки, максимально открыто пространство и оптимизирована зона Duty Free.

25 декабря 2009 года терминал аэропорта Шереметьево-2, открытый к московской Олимпиаде в 1980 году, стал официально именоваться терминалом F в соответствии с международной буквенной системой обозначения. Такое решение было принято в целях упорядочения идентификации терминалов с учётом ввода новых аэровокзальных комплексов.

 

Грузовой комплекс

На территории Международного аэропорта Шереметьево расположены два грузовых терминала: “Москва Карго” и “Шереметьево Карго”.

Грузовой комплекс Шереметьево “Москва Карго” — крупнейший в России грузовой комплекс площадью 42300 кв. м, рассчитанный на обработку до 380000 тонн грузов в год. Оснащен уникальной для РФ автоматизированной системой хранения и обработки грузов компании Lödige. На территории терминала организованы две самостоятельные зоны — для контейнерного и бестарного хранения грузов — с единой автоматизированной системой управления.

Семиярусная система стеллажного хранения и перемещения грузов рассчитана на размещение 3198 “домашних” поддонов. Карго-комплекс также оснащен четырехъярусной зоной контейнерного хранения с автоматизированной системой обработки ULD (авиационный контейнер), общей вместимостью 576 ячеек, в том числе 60 ячеек, предназначенных для хранения ULD с температурно-чувствительными грузами (t от +2 до +8°С).

Комплекс располагает 13 конвейерными линиями с выходом на аэродром, 29 пунктами приема/выдачи грузов, два из которых предназначены для обработки крупногабаритных грузов (в том числе и автомобилей), и два — для приема экспресс-отправлений.

“Москва Карго” оборудован всеми необходимыми системами для обработки грузов специальных категорий: 26 камер с индивидуально настраиваемым температурным режимом, система контроля уровня влажности и система газового пожаротушения в помещениях для ценных грузов, шумоизолированные помещения для животных. Терминал рассчитан на обработку грузов всех классов опасности, включая радиоактивные материалы.

 

 

Расширение аэропорта

В настоящее время Шереметьево реализует масштабную долгосрочную программу развития (ДПР). К началу ЧМ по футболу в Шереметьево в эксплуатацию введены: новый Терминал В на 20 млн пассажиров ежегодно, межтерминальный переход с пассажирским и багажным тоннелями и двумя станциями, современный автоматизированный карго-комплекс, рассчитанный на обработку 380 тыс. тонн грузов в год. В июле 2018 года в эксплуатацию был введен третий топливозаправочный комплекс мощностью до 1,2 млн авиатоплива ежегодно.

В настоящее время идет 1-й этап реконструкции Терминала С в рамках развития Северного терминального комплекса (СТК) площадью 116 000 м2  с пропускной способностью до 20 млн пассажиров ежегодно, который будет открыт в 2019 г.

С октября 2015 года начато строительство новой взлётно-посадочной полосы, ВПП-3 длиной 3200 метров. Она должна была быть введена в строй в 2018 году, до начала чемпионата мира по футболу, фактически данные сроки сорваны подрядчиками.

 

 

Авиакомпании и пункты назначения

Маршрутная сеть аэропорта Шереметьево составляет более 200 направлений. После ввода в эксплуатацию нового Терминала B пропускная способность аэропорта Шереметьево возросла с 35 до 55 млн пассажиров в год. На страны дальнего зарубежья (по состоянию на август 2008 года) приходится около половины всех рейсов, на страны СНГ — 6 %.

Большую часть рейсов выполняет Аэрофлот. Остальные компании представлены крупными национальными авиаперевозчиками, обслуживающими одно или несколько международных направлений, а также некоторыми российскими авиакомпаниями.

В Шереметьево регистрация билетов и оформление багажа пассажиров международных рейсов начинается за 2 часа 30 минут до вылета рейса, на все рейсы «Аэрофлот» за 24 часа, и заканчивается за 40 минут до вылета рейса по расписанию. Посадка на рейс заканчивается за 20 минут до вылета рейса.

 

 

Инфраструктура

Отели

В аэропорту и в непосредственной близости от него работают несколько отелей, в том числе: “Holiday Inn Express Sheremetyevo”, «Новотель Шереметьево», «Мидленд Шереметьево», «Парк Инн от Рэдиссон Шереметьево Аэропорт, Москва», капсульный отель «Воздушный экспресс», «Профилакторий», «Кора-вип», «Атланта Шереметьево», «Аэро Плаза» (в районе Терминала С), «MONA».

Дети

Во всех терминалах аэровокзала работают комнаты матери и ребёнка, где для пассажиров с детьми есть игровая и спальная зоны, а также кухня и пеленальные столы.

Залы повышенной комфортности

В аэропорту расположены залы повышенной комфортности, обслуживающие пассажиров — членов клуба Priority Pass.

Безбарьерная среда

В аэропорту обеспечивается персональная помощь пассажирам с ограниченными возможностями здоровья, организованы специальные парковочные места, информационные стойки и стойки регистрации, круглосуточно работают медпункты, в случае необходимости предоставляются амбулифты для доставки пассажира на борт воздушного судна. В «чистой зоне» терминала Е работает бесплатный зал отдыха «Сириус» для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Сотрудники аэропорта провожают пассажира, прошедшего регистрацию, до зала и, в дальнейшем, до выхода на посадку.

Музей истории аэропорта Шереметьево

В терминале F (5 этаж) открыт для посещения Музей истории аэропорта Шереметьево. Площадь музея — 500 м².

 

 

 

 

Территориальная принадлежность

С середины 1990-х годов до 2011 года территориальная принадлежность аэропорта оспаривалась властями Москвы. При этом аэропорт формально всегда оставался в составе Московской области, поскольку в советский период г. Москве аэропорт официально не передавался, а в постсоветский период соглашений об изменении границ не подписывалось вплоть до 2011 года.

Согласно закону «О территориальном делении Москвы», с 1995 года территория аэропорта Шереметьево входила в состав Молжаниновского района Москвы, а согласно законам Московской области — городского округа Химки.

По соглашению о границе между субъектами федерации, заключенному в сентябре 2011 года, территория аэропорта Шереметьево признана принадлежащей Московской области.

 

 

Показатели деятельности

Пассажиропоток Шереметьево в 2009 году составил 14,76 млн человек (в 2008 году — 15,21 млн).

В 2008 году выручка ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» составила 7,217 млрд руб. (без учёта дочерних компаний), что на 15 % превышает аналогичный показатель 2007 года. Чистая прибыль — 561 млн рублей. Операционная прибыль — 1,603 млрд (рост на 21 %). Выручка от авиационной коммерческой деятельности за 2008 — 4,663 млрд руб. (выросла на 6 %). За 2008 год выручка от неавиационной коммерческой деятельности — 2,554 млрд руб. (рост 37 %).

В 2011 году по данным исследовательской программы Международного совета аэропортов (ACI World) по качеству услуг в аэропорту (ASQ — Airport Service Quality) по итогам 2011 года вошёл в десятку лучших европейских хабов, а по результатам IV квартала 2011 года аэропорт занимал 4 место по качеству обслуживания пассажиров в Европе.

В 2012 году Международный аэропорт Шереметьево стал лауреатом 13-й ежегодной бизнес-премии «Компания года» в номинации «Транспорт, логистика» по версии российского делового журнала «Компания».

 

 

Транзитная зона

В 2007 году Захра Камалфар с двумя детьми прожила в транзитной зоне аэропорта 10 месяцев.

В 2013 году в транзитной зоне аэропорта 39 дней проживал бывший сотрудник агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден. 1 августа 2013 года он покинул транзитную зону аэропорта, получив политическое убежище в России.

 

 

 

 

История

Изначально аэродром был построен как Центральный аэродром Военно-воздушных сил Советской армии ВС Союза ССР. 1 сентября 1953 года вышло Постановление Совета министров Союза ССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе населённого пункта Чашникова.

Аэродром получил первоначальное название Шереметьевский по двум расположенным неподалеку объектам — жилому посёлку Шереметьевскому и платформе Шереметьевская Савёловского направления Московской железной дороги.

1957 год — введены в строй взлётно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулёжные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолётов, здания Центрального пункта управления.

В 1959 году аэродром передан от Министерства обороны СССР в гражданскую авиацию (ГВФ), по указанию Н. С. Хрущёва. Официальной датой открытия Международного аэропорта Шереметьево считается 11 августа 1959 года. В этот день службы предприятия впервые обслужили лайнер «Ту-104», доставивший пассажиров из Ленинграда.

Инициатор создания международного аэропорта — глава СССР Н. С. Хрущёв. По свидетельствам современников, он был настолько поражён размахом аэропорта «Хитроу» в Лондоне (где побывал с государственным визитом) Англия, что, прилетев обратно в Союз ССР и выйдя из самолёта на вновь построенном Шереметьевском военном аэродроме, оглядел пустырь и сказал: «Пора бы и у нас построить такой аэропорт». Его слова были восприняты как руководство к действию, и постановлением правительства страны 31 июля 1959 года на базе бывшего военного аэродрома Шереметьевского был организован аэропорт Шереметьево, а уже 11 августа того же года лайнер «Ту-104», вылетевший из Ленинграда, приземлился на аэродроме Шереметьево, где аэропортовые службы впервые выполнили коммерческое и техническое обслуживание. Первым аэровокзалом Шереметьева стало небольшое здание Центрального пункта управления, располагающееся рядом с Терминалом «B» (Шереметьево-1).

1 июня 1960 года выполнен первый международный рейс по маршруту Москва (Шереметьево) — Шёнефельд на самолёте «Ил-18» Внуковского авиаотряда. Располагая самолётами «Ту-104», «Ил-14» и «Ил-18», «Аэрофлот» выполнял из Шереметьева рейсы в 23 зарубежных государства. За первый год работы аэропорт обслужил 50 тыс. пассажиров и 3 тыс. тонн почты и грузов.

С 1961 года из Шереметьева выполнялись специальные, чартерные и регулярные рейсы на Кубу, в США, в Канаду, Мексику, Аргентину и Австралию.

11 февраля 1964 г. был издан приказ начальника Главного управления Гражданского воздушного флота «Об организации Транспортного управления международных воздушных линий Гражданского воздушного флота», в состав которого вошли московский аэропорт Шереметьево и международная авиагруппа Московского управления транспортной авиации с местом базирования в Шереметьеве.

3 сентября 1964 года аэровокзальный комплекс Шереметьево-1 принял первых пассажиров. Здание аэровокзала было построено в передовом по меркам конца 1950-х архитектурном стиле и по своей оригинальности стало в своё время лучшим из отечественных сооружений подобного типа. Архитектурной доминантой явилось посадочное здание, которое в народе получило название «рюмка» и ставшее изюминкой в облике Международного аэропорта Шереметьево на долгие годы. Над проектом терминала работала команда архитекторов под руководством Г. Елькина, Ю. Крюкова и М. Гуревича.

К 1970 году аэропорт Шереметьево стал крупнейшим в СССР.

20 ноября 1967 года состоялся первый рейс из аэропорта Шереметьево в Нью-Йорк.

1972—1975 — строительство новой взлётно-посадочной полосы (ВПП-2).

В преддверии проведения Московской Олимпиады, 17 ноября 1977 года был заложен первый камень в основание нового аэровокзала Шереметьево-2, расположенного на месте старого терминала международных авиалиний.

6 мая 1980 года состоялось торжественное открытие аэровокзала Шереметьево-2.

В 1980 году за месяц проведения олимпийских игр в Москве аэропорт Шереметьево обслужил более 460 тыс. иностранных пассажиров.

В 1985 году аэропорт Шереметьево обслужил 3,5 млн пассажиров. Регулярные полёты в зарубежные страны выполнялись по 172 маршрутам в 122 пункта 97 стран мира. В том же году введён в эксплуатацию международный грузовой аэровокзал с пропускной способностью до 150 тыс. тонн.

11 ноября 1991 года — в соответствии с новым российским законодательством Международный аэропорт Шереметьево получил юридический статус госпредприятия. 1997 год — завершена реконструкция ВПП-1. Новая взлётно-посадочная полоса легла на старое бетонное покрытие.

В первой половине 2000-х годов в Шереметьеве начали ощущаться проблемы, связанные с нехваткой пропускной способности из-за повышения стандартов безопасности и очень неудобными средствами сообщения аэропорта с Москвой. Эти проблемы призвано было решить строительство двух новых терминалов и железнодорожного сообщения до Савёловского вокзала (10 июня 2008 — 30 мая 2010) и Белорусского вокзала (с 28 августа 2009 года).

В марте 2007 года открылся новый международный Терминал «С» с четырёхуровневым паркингом на 2500 машиномест. 12 марта 2007 года Терминал «С» обслужил первый рейс по маршруту Вильнюс — Москва (Шереметьево) — Вильнюс.

14 июня 2007 года приказом Минтранса РФ № 78 открыт аэровокзал международных воздушных линий (терминал «С») в составе пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Шереметьево города Москвы пропускной способностью 1500 пассажиров в час при круглосуточном режиме работы.

К осени 2007 года в международный аэропорт Шереметьево на регулярной основе совершают полёты более 70 авиакомпаний. За год через шереметьевские терминалы проходят более 15 млн пассажиров. Это пятая часть общего количества пассажиров, отправленных из российских аэропортов.

5 марта 2008 года открыта (после двухлетней реконструкции) вторая взлётно-посадочная полоса (ВПП-2). Её длина составляет 3700 м, ширина — 60 м. ВПП-2 способна принять все типы воздушных судов, включая широкофюзеляжные самолёты «Airbus A380» и «Boeing 787 Dreamliner».

В 2009 году завершилась модернизация терминала «F» (ранее Шереметьево-2) — была полностью перестроена стерильная зона, убраны перегородки, максимально открыто пространство и оптимизирована зона Duty Free.

28 августа 2009 года — открыто регулярное железнодорожное сообщение между Белорусским вокзалом города Москвы и аэропортом.

15 ноября 2009 года введён в эксплуатацию терминал «D», обслуживающий рейсы авиакомпании «Аэрофлот» и её партнеров по альянсу Sky Team.

В 2010 году в аэропорту Шереметьево открыт международный терминал «Е». Новый терминал объединяет терминалы «D», «F» и железнодорожную станцию «Аэроэкспресса» в единый Южный терминальный комплекс.

В 2011 году Шереметьево открыл Центр управления аэропортом для координирования действий всех подразделений аэропорта.

Зимой 2012 года открыт терминал «А», обслуживающий клиентов деловой авиации. Терминал принадлежит дочернему предприятию аэропорта Шереметьево — компании «Авиа Групп».

15 февраля 2013 года принят в эксплуатацию новый командно-диспетчерский пункт аэропорта. Высота здания составляет 56 метров, общая площадь 3 тысячи квадратных метров, стоимость постройки и оборудования составила 744 миллиона рублей.

12 марта 2013 удостоен звания «Лучший аэропорт Европы по качеству обслуживания пассажиров» согласно программе исследования уровня качества (ASQ) Международного Совета Аэропортов (ACI).

В мае 2013 года в Терминале Е Южного терминального комплекса Шереметьево был открыт первый среди аэропортов России капсульный отель, находящийся в «чистой зоне». Отель «Воздушный экспресс» расположен (между комнатой матери и ребёнка и медпунктом).

16 мая 2013 года аэропорт Шереметьево стал лауреатом премии Института Адама Смита в номинации «Лучший проект реконструкции аэропорта России и СНГ». Профессиональной наградой были отмечены достижения Шереметьево по реализации масштабного проекта строительства нового пассажирского Терминала А аэропорта Владивосток, который стал одним из важнейших объектов подготовки Владивостока и Приморского края к саммиту АТЭС-2012.

18 июня 2013 года Шереметьево получил сертификат соответствия в области наземного обслуживания (ISAGO), который подтверждает соответствие качества процедур наземного обслуживания стандартам безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

29 августа 2013 года Шереметьево вступил в Международную ассоциацию аэропортов (МАА).

10 сентября 2013 года — открыта вертолетная площадка «Шереметьево-А», расположенной рядом с Терминалом А аэропорта Шереметьево.

20 февраля 2014 года — Шереметьево второй год подряд подтверждает статус лучшего аэропорта Европы по уровню сервиса согласно программе исследования уровня качества (ASQ) Международного Совета Аэропортов (ACI).

27 февраля 2014 года в общедоступной зоне Терминала D Шереметьево открыт зал «Сатурн», который предназначен для пребывания и отдыха пассажиров с ограниченными возможностями здоровья (ПОВЗ).

8 сентября 2014 года в Шереметьево открылся новый отель Radisson Blu, в котором располагается крытая пешеходная галерея, ведущая в терминалы D, E, F Южного терминального комплекса.

13 октября 2014 года для пассажиров международных воздушных линий в «чистой зоне» Терминала F Шереметьево открылся новый бизнес-зал «Звездный».

В декабре 2014 года в Шереметьево в «стерильной зоне» Терминала F (3 этаж) впервые в аэропортах России открылось помещение для пассажиров, которые прибыли из-за рубежа без документов на право въезда в Россию. Помещение рассчитано на одновременное пребывание до 50 человек.

4 июня 2015 года в Шереметьево торжественно открыт авиационный памятник самолету Ил-62. Памятник установлен на площади перед зданием Центрального пункта управления в Северном терминальном комплексе.

01 февраля 2016 года в Шереметьево для пассажиров внутренних воздушных линий на 2-ом этаже Терминала D открылся новый бизнес-зал «Матрешка».

10 февраля 2016 года Международный аэропорт Шереметьево разработал и запустил мобильное приложение для пользователей смартфонов и планшетов на операционных системах iOS и Android.

01 марта 2016 года Международный аэропорт Шереметьево признан лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания пассажиров по итогам 2015 года согласно результатам исследования программы ASQ (Airport Service Quality) ACI (Международного Совета Аэропортов).

06 апреля 2016 года в Шереметьево в «чистой зоне» терминала D открылся новый бизнес-зал «Галерея» для пассажиров международных воздушных линий.

18 апреля 2016 года Группа компаний «Волга-Днепр» и АО «Международный аэропорт Шереметьево» подписали соглашение по долгосрочному сотрудничеству с целью развития грузового хаба международного уровня в аэропорту Шереметьево.

2 июня 2016 года Председателем Совета директоров АО «Международный аэропорт Шереметьево» избран Пономаренко Александр Анатольевич.

06 октября 2016 года на территории Международного аэропорта Шереметьево началась реализация проекта строительства нового топливозаправочного комплекса (ТЗК). Проект реализуется совместно с ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» (100 % дочернее общество ПАО «ЛУКОЙЛ»). Целью проекта является обеспечение растущих потребностей аэропорта в авиатопливе, в том числе в период проведения Чемпионата мира по футболу-2018.

25 ноября 2016 года международный консорциум инвесторов в составе Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), ведущего аэропортового оператора Changi Airports International (CAI) и группы «Базовый Элемент» подписал соглашение о приобретении Международного аэропорта Владивостока у Международного аэропорта Шереметьево.

14 декабря 2016 года аудиторская проверка Ассоциации по сертификации «Русский регистр» подтвердила соответствие интегрированной системы менеджмента (ИСМ) Международного аэропорта Шереметьево требованиям международных стандартов ISO 9001:2008, 14001:2004 и OHSAS18001:2007.

01 февраля 2017 года в Шереметьево завершены работы по проходке багажного тоннеля межтерминального перехода. Строительство пассажирского тоннеля было закончено в январе 2017 года.

06 марта 2017 года Международный аэропорт Шереметьево по итогам 2016 года занял 1 место в Европе по качеству обслуживания пассажиров, согласно результатам исследовательской программы ASQ (Airport Service Quality) Международного Совета Аэропортов (ACI) в категории 25-40 млн пассажиров в год.

23 марта 2017 года международный аэропорт Шереметьево стал первым аэропортом России, подтвердившим соответствие требованиям программы China Friendly, разработанной туристической ассоциацией «Мир без границ». Программа направлена на обеспечение высоких стандартов обслуживания и комфортного пребывания пассажиров из КНР в Российской Федерации.

22 июня 2017 в года Шереметьево в «стерильной» зоне терминала E для пассажиров международных линий открылся капсульный отель GoSleep.Moscow — первый проект подобного формата в аэропортах России.

27 июля 2017 года Шереметьево успешно завершил строительство современного автоматизированного грузового терминала «Москва Карго» площадью 42 300 м2 и мощностью 380 тыс. тонн грузов в год.

28 декабря 2017 года Международный аэропорт Шереметьево открыл новый бизнес-зал «Москва» для пассажиров международных воздушных линий в «чистой» зоне терминала D.

31 декабря 2017 года Шереметьево преодолел исторический рекорд, обслужив 40-милионного пассажира.

06 марта 2018 года Шереметьево по итогам 2017 подтвердил статус лучшего в Европе по качеству обслуживания пассажиров в категории 25-40 млн пассажиров в год, согласно результатам исследовательской программы ASQ (Airport Service Quality) Международного Совета Аэропортов (ACI).

 

 

Происшествия и несчастные случаи

Список составлен по данным Aviation Safety Network:

26 сентября 1960 года самолёт Vickers Viscount OE-LAF компании Austrian Airlines потерпел катастрофу, не долетев 11 километров до взлётно-посадочной полосы аэропорта Шереметьево. Из 37 человек, находившихся на борту, погиб 31 человек.

Единственная катастрофа с самолётом Ту-114 (бортовой номер CCCP-76491) произошла 17 февраля 1966 года в Шереметьеве. Причина — принятие ошибочного решения произвести взлёт в плохих метеоусловиях ночью с ВПП, расчищенной от снега не на полную ширину.

Экипаж командира корабля В. А. Филонова, получив приказ на взлёт от старшего в экипаже — начальника транспортного отдела Главного управления гражданского воздушного флота Ю. К. Валериуса — не смог выдержать направление взлёта вдоль оси ВПП, при отрыве самолёт зацепился левой тележкой шасси за снежный бруствер на краю полосы, что вызвало бросок самолёта влево с опусканием носа, экипаж накренил лайнер вправо и тот, зацепившись винтами 3-го и 4-го двигателей правой консоли крыла за поверхность земли, рухнул на лётное поле, разрушился и сгорел.

Часть пассажиров и экипажа (21 человек, в том числе командир экипажа В. А. Филонов) погибли. Ю. К. Валериус и ещё несколько человек выжили.

27 ноября 1972 года самолёт Douglas DC-8-62 компании Japan Airlines потерпел катастрофу вскоре после взлёта из Шереметьево. Погибли 9 из 14 членов экипажа и 52 из 62 пассажиров, в общей сложности 61 из 76 человек.

6 июля 1982 года самолёт Ил-62, следующий рейсом 411 компании Аэрофлот, разбился при взлёте, погибли все 90 человек на борту.

9 марта 2000 года самолёт Як-40 разбился при взлёте (по официальной версии — из-за обледенения). Погибли все находившиеся на борту 9 человек, включая Артёма Боровика и Зию Бажаева.

28 июля 2002 года самолёт Ил-86 компании Пулково без пассажиров на борту и с 16 членами команды упал на лес, разрушился и сгорел вскоре после взлёта. Выжили две бортпроводницы, находившиеся в момент катастрофы в хвостовой части самолёта.