Аэропорт Карши (Карши-Ханабад)/Qarshi Xonobod aeroporti/Karshi-Khanabad Air Base (ИАТА: KSQ – ИКАО: UTSL)
Военный аэродром, расположенный в посёлке Ханабад Кашкадарьинской области Узбекистана, в 10 км восточнее города Карши.
Общая информация:
Часовой пояс GMT (зима/лето): +5/+5
Количество терминалов: 1
Телефон аэропорта: +998 75 228 52 53, +998 75 228 50 55
Почтовый адрес: 180115, Узбекистан, г.Карши, ул.Махтумкули, 3, аэропорт
Факс: +998 75 228 57 82
E-mail: karshi-avia@mail.ru
История
Аэродром построен в 1954 году в соответствии с директивой Военного министра СССР от 23.12.1950 года для размещения авиации ПВО. В период с ноября 1954 года по май 1992 года на аэродроме базировался 735-й истребительный авиационный полк ПВО, прибывший после войны в Корее на самолётах МиГ-15, МиГ-17, Су-9, МиГ-23М, выполнявший задачи ПВО. В 1981 году переименован 735-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков на самолётах МиГ-23, а 1984 году — в 735-й бомбардировочный авиационный полк на самолётах Су-24.
В период со 2 июля 1980 года по 2 января 1989 года принимал участие в боевых действиях в Афганистане, базируясь частью сил на аэродроме Какайды.
В январе 1992 года после распада СССР полк передан под юрисдикцию Узбекистана.
С 2001 по 2005 годы аэродром использовался как военно-воздушная база США.
Современная история
Вскоре после терактов 11 сентября 2001 года и создания под эгидой США «глобальной антитеррористической коалиции» база была передана в распоряжение министерства обороны США для авиационной поддержки операций на территории Афганистана, поставок продовольствия и военного имущества американским войскам.
В Узбекистан были переброшены эскадрилья военно-транспортных самолётов C-130, около десяти вертолётов Black Hawk и около 1500 военнослужащих, размещённых здесь в соответствии с двусторонним соглашением, подписанным 7 октября 2001 года.
США фактически заново отстроили аэродром и платили за пользование базой $10 млн в год, а Узбекистан считался одним из ключевых партнёров США в Центральной Азии. Объект обходился Пентагону весьма дорого — только в 2004 году на базу было потрачено 163 млн долларов.
После того, как США потребовали от властей Узбекистана проведения независимого расследования майских событий в Андижане, в начале июля 2005 года на саммите Шанхайской организации сотрудничества была принята декларация с призывом к США рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания американских военных в Киргизии и Узбекистане.
29 июля 2005 года МИД Узбекистана заявил, что американцы должны будут покинуть базу в течение полугода. В конце августа сенат Узбекистана (верхняя палата парламента) придал этому решению форму закона. В принятом документе отмечалось, что сенат «не видит причин для продления деятельности базы ВВС США на территории Узбекистана». В заявлении напоминается, что «аэродром был предоставлен США для проведения поисково-спасательных и гуманитарных операций в Афганистане на основании соглашения, подписанного в 2001 году. Узбекистан выполнил свои обязательства, однако США не возместили расходы от нанесённого ущерба окружающей среде».
5 октября 2005 года сенат США утвердил поправку, запрещающую в течение 2006 финансового года погашение американской задолженности Узбекистану за использование базы Карши-Ханабад в размере $23 млн, накопившейся с января 2003 по март 2005 года.
В октябре 2005 года государственный секретарь США Кондолиза Райс, посетившая Киргизию, договорилась с президентом Курманбеком Бакиевым о переводе американского контингента из Узбекистана на авиабазу Манас в Киргизии.
21 ноября 2005 года авиабазу покинул последний американский самолёт.
С 2006 года базу начали использовать российские войска для оперативного наращивания и развёртывания вооружённых сил в Центральной Азии в связи с возвращением Узбекистана в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
28 июня 2012 года Узбекистан приостановил членство в ОДКБ. Базу используют исключительно ВВС Узбекистана.
Происшествия
В июне 1975 года МиГ-21Р из состава отдельной разведывательной эскадрильи (в/ч 23232), пилотируемый капитаном Анатолием Пятаковым, потерпел ночью катастрофу в районе газового завода г. Мубарек. Лётчик погиб. Причина — потеря лётчиком зрительной ориентации в ночном полёте при резкой смене освещённости в зоне полёта.
4 марта 1988 года катастрофа самолёта МиГ-21Р из состава отдельной разведывательной эскадрильи, аэродром Карши, лётчик командир АЭ майор Шевченко Г. И. Самолёт столкнулся с землёй в результате ошибки пилотирования (лётчик сосредоточился на поиске наземной цели на полигоне и упустил контроль за высотой).
You must be logged in to post a comment.