Аэропорт Витим/Vitim Airport (ИАТА: нет – ИКАО: УЕРЕ (UERE) УЕРТ (UERT))
Аэропорт местного значения в одноимённом посёлке городского типа Якутии. В межсезонное время года (весна, осень) обеспечивает авиасообщение с районным центром — городом Ленском.
Эксплуатантом аэродрома является Мирнинское авиапредприятие АК «АЛРОСА».
Покрытие взлётно-посадочной полосы — песчано-грунтовая смесь. Свето-сигнальное оборудование на площадке отсутствует, по этой причине аэропорт работает только в светлое время суток.
Общая информация:
Часовой пояс: +10 UTC
Телефон дирекции: +7 (4113) 73-53-60
Почтовый адрес: 678150, Россия Республика Саха (Якутия) Ленский район, п. Витим Улица Аэропорт 1
Официальный сайт: sever.aero
История
В начале февраля 1957 года на замёршей реке Лене был оборудован ледовый аэродром для приёма тяжёлых самолётов. На лёд поставили домик на санях с вывеской: «Аэропорт». За световой день здесь садилось по 30-35 самолётов «Ил-14» с грузами и пассажирами.
В июля 1956 года в Мухтуе организовали эскадрилью самолётов «Ан-2» для обеспечения потребностей алмазодобывающей промышленности. Аэропорт расширили в сторону нынешней улицы За Мир. Поток грузов, поступавших из центральных районов страны, нарастал, увеличивая темпы работы Мухтуйского аэропорта. В 1964 году Ленский аэропорт обрёл новое, современное «место прописки».
Происшествия
20 июля 1977 года — при взлёте в дождь и в условиях попутного ветра Авиа-14 (Ил-14) выкатился за пределы полосы, а после отрыва от земли врезался в деревья и упал в лес. Погибли 39 человек:
Экипажу предстояло выполнить внутренний пассажирский рейс В-2 из Витима в Иркутск. Всего на борт сели 34 пассажира: 25 взрослых и 9 детей. В самом Витиме в это время небо было покрыто тучами с нижней границей на высоте 1000 метров, дул юго-восточный свежий ветер (120°, 3 м/с) и шёл дождь. Из-за дождя грунтовая взлётно-посадочная полоса размокла и на ней имелись лужи. Тем не менее, командир Трофимов принял решение взлетать, при этом взлёт должен был производиться в северном направлении по западной части полосы, что находилась в 35 метрах левее оси, так как здесь полоса была более сухая.
Но в процессе выполнения разбега командир не выдержал направление, в результате чего самолёт начало уводить влево. Когда лайнер пробежал по полосе 225 метров, его левое шасси, выйдя за пределы, врезалось в ограждающий конус и раздавило его. Спустя 345 метров от начала разбега экипаж начал поднимать переднюю стойку шасси, а через 105 метров эта стойка раздавила уже второй конус. Ещё через 100 метров (550 метров от начала разбега) уже правое шасси съехало с полосы и раздавило ещё один конус ограждения, а также опору огня ночного старта. Разгоняясь теперь по боковой полосе безопасности, авиалайнер снёс ещё один конус и опору, после чего, пробежав при разгоне в общей сложности 945 метров, наконец оторвался от земли. Однако пролетев всего 185 метров, самолёт ударился хвостовой частью о деревянный столб ограждения аэродрома, а ещё через 200 метров на высоте 14 метров зацепил левой плоскостью крыла деревья на лесной опушке, при этом отделилась часть плоскости и левый элерон. Спустя ещё 300 метров полёта, на высоте 25—30 метров лайнер вышел на закритические углы атаки, в результате чего потерял скорость и управляемость. Перейдя в сваливание, он вошёл в правый крен и опустил нос, после чего под углом 45—50° и с правым креном 50—55° в 500 метрах от конца полосы и в 225 метрах левее продолжения её оси врезался в землю в лесу, разрушился и сгорел. В происшествии выжил пассажир 1956 года рождения. Все остальные 39 человек (6 членов экипажа и 33 пассажира) погибли. Это крупнейшая катастрофа самолёта модели Avia 14 (Авиа-14).
You must be logged in to post a comment.