Аэропорт Тарко-Сале/Tarko-Sale (Код ИАТА: TQL, ИКАО: USDS (УСДС), Внутренний код: ТКС)
Региональный аэродром в городе Тарко-Сале, Ямало-Ненецкий автономный округ. Авиатранспортное сообщение с Новым Уренгоем (с 2013 г.), Салехардом, с. Красноселькуп, с. Толька. Работают авиаподразделения авиакомпаний «ЮТэйр», «Ямал» по выполнению вертолётных работ. Аэропорт 3 класса.
Общая информация:
Часовой пояс: +5 UTC
Телефон приемной аэропорта: +7 (34997) 2-14-56
Телефон авиакасс аэропорта: +7 (34997) 2-16-06
Почтовый адрес: 629850, Россия, Тюменская обл., Ямало-Ненцкий АО, Пурловский р-н, г. Тарко-Сале, ул. Ленина, 31
Факс: +7 (34997) 2-36-80
E-mail: zelenkoia@rambler.ru
Принимаемые типы ВС
Ан-26 и более легкие ВС, вертолеты всех типов.
Присшествия
В пятницу 9 декабря 1977 года у Тарко-Сале при взлёте потерпел катастрофу Ан-24РВ компании «Аэрофлот», в результате чего погибли 17 человек.
Самолёт должен был выполнять рейс 134 по маршруту Тарко-Сале–Сургут. Пилотировал его экипаж из 358 лётного отряда, состоявший из командира (КВС) В. И. Федяева, второго пилота В. Л. Ковшова, штурмана В. П. Голыни и бортмеханика И. И. Олейник. В салоне работала стюардесса А. А. Фалькова. На борту находились 18 пассажиров. В это время стояла безлунная ночь, на небе были лишь отдельные облака, штиль, температура воздуха −38 °C, видимость 5 километров.
Изначально самолёт должен был осуществлять взлёт по магнитному курсу 20°, а затем выходить на курс следования по маршруту 190°. Но в виду наличия штиля экипаж попросил разрешения взлетать по курсу 200°, тем самым после взлёта им оставалось довернуть всего на угол 10° влево, что могло дать экономию времени. Диспетчер с данным предложением согласился и в 19:25 местного времени (17:25 МСК) Ан-24 вылетел из аэропорта Тарко-Сале..
Поднявшись до высоты 120 м при скорости 295 км/ч, экипаж убрал закрылки. Перебалансировка самолёта рулём высоты в данном процессе была недостаточной, поэтому когда закрылки были полностью убраны, самолёт прекратил подъём и начал снижаться. Затем экипаж отклонением элеронов на 6° и руля направления на 5° быстро ввёл авиалайнер в правый крен 20° (в 1,5–2 раза выше, чем при стандартном манёвре), а штурвал кратковременно отклонили от себя. Из-за этого самолёт начал снижаться с вертикальной скоростью до 9 м/с. Далее экипаж вернул элероны почти в нейтральной положение, но руль направления сохранял отклонение вправо, из-за чего правый крен продолжал увеличиваться и достиг 30°. Затем руль высоты вернули в положение, как перед уборкой закрылков, но из-за отсутствия перебалансировки самолёта вертикальная скорость достигла 15 м/с, а приборная 425 км/ч. Спустя 8–10 секунд с начала ввода самолёта в правый крен, экипаж начал из этого крена выходить, для чего отклонили элероны и руль высоты, тем самым снижая крен и вертикальную скорость снижения. При этом экипаж делал это с темпом, как при стандартном манёвре, словно и не подозревая, что земля уже находится в опасной близости. Двигатели при этом продолжали работать во взлётном режиме.
Через полторы секунды летящий по курсу 200° и с правым креном 21° Ан-24 при истинной скорости 365 км/ч (приборная 425 км/ч) и с вертикальной скоростью 8–10 м/с под углом −4° (с приподнятым носом) в 2339 м от торца взлётно-посадочной полосы ударился правым концом крыла о замёрзшее болото, покрытое редколесьем. От удара самолёт полностью разрушился и частично сгорел. Обломки разбросало по площади длиной 365–388 м длиной и 50–60 м шириной. Прибывшие спасательные службы обнаружили на месте катастрофы 9 выживших: штурмана и 8 пассажиров. Позже 3 пассажира скончались в больницах от полученных ран. Всего в катастрофе погибли 17 человек: 4 члена экипажа и 13 пассажиров.
You must be logged in to post a comment.