Аэропорт Пермь Большое Савино/Perm Bolshoye Savino Airport (ИАТА: PEE – ИКАО: USPP (УСПП))
Международный аэропорт федерального значения города Перми. Был открыт в 1965 году. Расположен в 17,6 км к юго-западу от центра города на территории Соколовского сельского поселения Пермского муниципального района, вблизи деревни Большое Савино. Официальное название аэропорта — «Пермь (Большое Савино)», название эксплуатанта аэропорта — АО «Международный аэропорт Пермь».
Общая информация:
Часовой пояс GMT (зима/лето): +5/+5
Время работы: круглосуточно
Количество терминалов: 1
Телефон справочной аэропорта: +7 (342) 299-17-71
Телефон касс аэропорта: +7 (342) 299-15-95
Почтовый адрес: 614515, Пермский край, Пермский район, п.Сокол, аэропорт Большое Савино, корпус 12
Факс: +7 342 294 97 55
Официальный cайт: www.aviaperm.ru
Транспортное сообщение
В аэропорт от автовокзала можно добраться на автобусе №42 и маршрутном такси №1Т.
Аэропорт является собственностью Пермского края и эксплуатируется совместно АО «Международный аэропорт Пермь» и Министерством обороны РФ.
На аэродроме дислоцирована военная авиация (69806-2 авиационная группа «Сокол» МО РФ — истребители МиГ-31). В 2013 году авиагруппа ЦВО «Большое Савино» пополнилась 3 истребителями-перехватчиками МиГ-31Б.
Международный аэропорт «Пермь» (Большое Савино) — единственный аэропорт на территории Пермского края, обслуживающий регулярные пассажирские перевозки. До осени 2001 года также работал аэропорт Березники (Пермский край), с тех пор он практически не эксплуатируется (хотя существуют планы восстановления регулярных рейсов Березники — Москва). В 2006 году был закрыт второй аэропорт города Перми — Бахаревка, откуда выполнялись рейсы по местным воздушным линиям.
Техническая характеристика
Аэропорт имеет одну искусственную взлётно-посадочную полосу (ИВПП), класса Б. Размеры ВПП составляют 3204х49 метров, толщина армобетона 23 см. Полоса способна принимать любые типы воздушных судов. Классификационное число покрытия ВПП — PCN 55/R/С/W/T, светосистема — Siemens, ОВИ-1. Магнитные курсы взлёта/посадки — 211° (ВПП-21) и 31° (ВПП-03). Магнитное склонение места — +15°. Площадь перрона для стоянки воздушных судов — 31 200 м².
В составе средств радиотехнического обеспечения полётов имеется вся современная аппаратура. Используется комплекс средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) «Альфа». Работают системы VOR/DME, ILS.
Метеорологические условия местности с точки зрения аэронавтики очень благоприятны.
Действует трубопровод для транспортировки авиационного керосина с нефтеперерабатывающего предприятия «Лукойл». Возможна любая заправка любых типов ВС авиационным топливом. Предоставляются такие типы топлива, как: TC-1, PT/ МC-8П, СМ-4.5., TS-1, RT (equivalent Jet A-1)/MS-8P, SM-4.5.
Аэропорт «Пермь» имеет грузовой терминал мощностью до 10000 тонн, склады временного хранения, осуществляет таможенное оформление. Грузовой терминал оснащён оборудованием для наземной обработки груза: автомобилями для перевозки грузов от/к ВС, дизельными погрузчиками, электронными и механическими весами, пневмотележками, досмотровым оборудованием, системой радиационного контроля. Пропускная способность действующих складских помещений составляет 45 тонн в сутки или 17 тысяч тонн в год.
Пассажиропоток
В 2017 году были перевезены рекордные за всю историю аэропорта 1 338 373 пассажира. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2014 году — было перевезено 1 319 000 пассажиров. Минимум за постсоветскую историю был зафиксирован в 2001 году — 214 000 пассажиров и всего 434 тонны грузов. В 2015 году был зафиксирован небольшой спад (2,3 %) пассажиропотока на фоне общероссийской тенденции из-за запрета полётов на многие популярные в России курорты, такие как Египет и Турция, а также сложной экономической обстановки.
Базовая авиакомпания
Пермские авиалинии, которые долгие годы являлись базовой авиакомпанией в Перми, не осуществляют летную деятельность с 2009 года. С 2013 года предприятие сменило своё имя на «Международный аэропорт „Пермь“» и реорганизовано в акционерное общество.
Летом 2013 года в рамках соглашения между Пермским краем и Аэрофлотом региональное представительство авиакомпании было преобразовано в филиал, на баланс которого предполагалось поставить не менее четырёх авиалайнеров и производить их техобслуживание на базе пермского аэропорта. Срок действия договора — до 31 декабря 2018 года. Авиакомпании была предоставлена льгота по налогу на имущество — 0 % первые три года, 0,6 % — следующие три года и затем 1,1 %. Осенью 2013 года авиакомпания «Аэрофлот» перевела на баланс своего филиала в Пермском крае четыре самолёта Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100).
Также в аэропорту Перми базируется вертолётная авиакомпания «Геликс».
Обслуживание пассажиров
Из аэропорта «Большое Савино» до Перми можно добраться на городском автобусе маршрута № 42, который следует до центрального автовокзала. До Березников и Усолья ходит междугородный автобус «Аэробас».
Парковка для автотранспорта у нового терминала разделена на три зоны:
P1 — длительная парковка (до 10 минут бесплатно, далее — посуточная оплата);
P2 — краткосрочная парковка (до 15 минут бесплатно, далее — почасовая оплата);
P3 — служебная парковка.
Рядом со старым терминалом расположен трёхзвёздочный отель «Полёт» на 60 номеров различных категорий и бесплатная парковка.
В аэропорту распространяется ежемесячный бесплатный журнал «Аэропорт Пермь».
История
С 1952 года аэродром существовал как военный. Место базирования 764-го истребительного авиационного полка «Сокол» (ВЧ 31533). Некоторое время частью командовал полковник Вильямсон.
Военные лётчики 764 ИАП Борис Грайрович Айвазян и Сергей Иванович Сафронов 1 мая 1960 года участвовали в перехвате самолёта-разведчика U-2, пилотируемого Фрэнсисом Пауэрсом. Взлетев с аэродрома авиабазы «Сокол», МиГ-19, после дозаправки в Кольцово, попали под огонь советской ПВО и один из пилотов погиб.
В связи с ограниченными возможностями пермского аэропорта Бахаревка и отсутствием площади для расширения военный аэродром в середине 1960-х годов был дооборудован, 15 февраля1965 года на его базе официально открыт новый аэропорт союзных линий — Большое Савино. Аэродром нового аэропорта получил статус совместного базирования.
Первым рейсом из аэропорта Большое Савино стал перелёт самолёта Ил-18 по маршруту Свердловск — Пермь — Москва и обратно. В ноябре 1965 года в Большом Савино было закончено строительство перрона и стоянок воздушных судов. 16 февраля 1967 года сдано в эксплуатацию здание аэровокзала, судьба которого после открытия в 2017 году нового терминала остаётся неясной.
В 1993 году аэропорт Большое Савино получил статус международного.
В 2002 — 2003 годах в аэропорту Большое Савино НПО «Космос» была проведена реконструкция взлётно-посадочной полосы, её длину увеличили с 2500 до 3200 м, что позволило аэропорту принимать воздушные суда всех типов, без ограничений.
С момента открытия аэропорта и до конца 2006 года основной объём пассажирских перевозок осуществляло ФГУП «Пермские авиалинии» (до 1992 года — Пермский авиаотряд Уральского управления гражданской авиации). В 1997 годуначала полёты авиакомпания Lufthansa, с лета 2000 года — авиакомпания «Аэрофлот-Российские авиалинии».
30 ноября 2017 года был открыт новый терминал аэропорта. Общая площадь нового терминала составляет почти 30 тыс. м², он позволяет обслуживать до 2 млн пассажиров в год с пропускной способностью в часы пик 904 человека. Новый терминал может принимать до 9 самолетов одновременно, оснащён тремя переходными галереями, в нем расположено 20 стоек регистрации и 4 линии багажа. Обслуживание международных рейсов в новом терминале началось с 30 апреля 2018 года.
Происшествия
Крупнейшим авиационным происшествием на территории города Перми является катастрофа рейса SU821 авиакомпании Аэрофлот-Норд, которая произошла 14 сентября 2008 года в 05:09 (UTC+6). В результате падения на землю и полного разрушения Боинга-737-505 с бортовым номером VP-BKO погибли 88 человек — 82 пассажира и 6 членов экипажа.
Прочие авиационные происшествия:
27 июля 2006 года при взлете разбился МиГ-29УБ пилотажной группы «Стрижи». Пилоты катапультировались, один из них получил перелом голени.
20 сентября 2007 года 15-летний житель деревни Частые Пермского края Андрей Щербаков незаконно проник на территорию аэропорта и, укрывшись в гондоле шасси лайнера Ту-154М компании «Атлант-Союз», совершил перелёт по маршруту Пермь – Москва. Подросток получил обморожения.
13 марта 2009 года у самолёта Боинг-737-800 авиакомпании Оренбургские авиалинии, бортовой номер VP-BPG, во время посадки занесло переднюю опору шасси за пределы посадочной полосы. В самолете находилось 187 пассажиров и 9 членов экипажа. Люди и самолёт не пострадали.
29 ноября 2009 года выполняя полет по маршруту Йошкар-Ола — Омск — Новокузнецк, самолёт С-182ТД (Cessna 182Q) с бортовым знаком RA-1018G запросил аварийную посадку в аэропорту Большое Савино в связи с отказом двигателя, однако, не дотянув до аэропорта несколько километров, совершил жесткую аварийную посадку вблизи Пермского порохового завода. Пилот и 2 пассажира получили травмы, один пассажир позже скончался в больнице.
19 ноября 2010 года взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки МиГ-31, предположительно из-за технической неисправности, вошёл в штопор и разбился в 13:06 в 60 км к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район). Экипаж катапультировался.
26 февраля 2011 года в Большом Савино в аэробус компании Lufthansa въехал тягач. Из людей никто не пострадал. Сам тягач наехал на водило и сорвал его.
6 сентября 2011 года, в 06:52 через 4 минуты после взлёта с аэродрома Сокол потерпел крушение истребитель МиГ-31. Погибли оба пилота.
18 мая 2018 года около 19:30 на аэродроме при движении по взлетно-посадочной полосе произошло возгорание правого двигателя у военного самолета МиГ-31. Никто не пострадал.
You must be logged in to post a comment.